Охрана труда
НУЛЕВОЙ ТРАВМАТИЗМ
Нулевой травматизм
КОНЦЕПЦИЯ "НУЛЕВОЙ ТРАВМАТИЗМ" (VISION ZERO) В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
(Глава 24 Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.12.2019 № 108).
- Концепция "Нулевой травматизм" (Vision Zero) разработана Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) и представлена в г. Сингапуре 4 сентября 2017 г. на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда.
Концепция "Нулевой травматизм" (Vision Zero) содержит практический инструмент управления. Таким инструментом является Руководство по реализации Концепции Vision Zero, включающее семь "золотых правил", реализация которых будет способствовать нанимателю в снижении показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Правило N 1 "Стать лидером - показать приверженность принципам" (далее - Правило N 1).
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанности по обеспечению охраны труда работников, в том числе по:
обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;
принятию локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда;
пропаганде и внедрению передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничеству с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда.
Реализация Правила N 1 достигается путем:
личного участия нанимателя в проведении Дней охраны труда;
включения вопросов состояния условий и охраны труда в повестки совещаний, проводимых с руководителем организации с заслушиванием руководителей структурных подразделений о состоянии охраны труда в структурных подразделениях организации.
Правило N 2 "Выявлять угрозы - контролировать риски" (далее - Правило N 2).
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанности по:
осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда работниками;
осуществлению контроля за уровнями и концентрациями вредных производственных факторов.
Реализация Правила N 2 достигается путем:
создания службы охраны труда, введения в штат должности специалиста по охране труда или возложения соответствующих обязанностей по охране труда на уполномоченное должностное лицо либо привлечения юридического лица (индивидуального предпринимателя), аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда;
назначения должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, а также при выполнении отдельных видов работ;
проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; периодических (в течение трудовой деятельности) обязательных медицинских осмотров работающих, занятых на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также внеочередных медицинских осмотров работающих при ухудшении состояния их здоровья, освидетельствований;
организации расследования несчастных случаев на производстве;
осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда.
Правило N 3 "Определять цели - разрабатывать программы" (далее - Правило N 3).
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанности по:
обеспечению безопасности при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ, а также контролю за использованием и правильным применением средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты;
применению мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работающих при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения.
Реализация Правила N 3 достигается путем:
разработки планов мероприятий по охране труда; по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;
выделения в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Правило N 4 "Создать систему безопасности и гигиены труда - достичь высокого уровня организации" (далее - Правило N 4).
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанность по разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Реализация Правила N 4 достигается путем:
внедрения систем управления охраной труда;
обеспечения наличия нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов по вопросам условий и охраны труда, сфера действия которых распространяется на организацию, и локальных правовых актов по вопросам условий и охраны труда;
выполнения требований (предписаний) контролирующих (надзорных органов) в установленные сроки;
систематического информирования работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья.
Правило N 5 "Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах при работе со станками и оборудованием" (далее - Правило N 5).
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанность по:
обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;
обеспечению режима труда и отдыха работников, установленного законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;
принятию локальных правовых актов по вопросам условий и охраны труда;
обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
организации в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения медицинского обслуживания работников.
Реализация Правила N 5 достигается путем:
обеспечения работников специальной одеждой и специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами;
проведения испытаний и проверок исправности средств индивидуальной защиты;
нанесения на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности;
механизации и автоматизации технологических процессов;
обеспечения безопасности при эксплуатации территории, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ.
Правило N 6 "Повышать квалификацию - развивать профессиональные навыки" (далее - Правило N 6).
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" наниматель несет обязанность по осуществлению обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда.
Статьей 25 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" установлено, что государство обеспечивает подготовку специалистов по охране труда в учреждениях образования. Обучение по вопросам охраны труда проводится при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на обучающих курсах. Наниматель оказывает содействие в обучении по вопросам охраны труда общественных инспекторов по охране труда профсоюзов, уполномоченных лиц по охране труда работников организации.
Реализация Правила N 6 достигается путем:
проведения инструктажей по вопросам охраны труда (вводного, первичного инструктажей на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого);
обучения по вопросам охраны труда работающих при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на курсах дополнительного образования взрослых.
Правило N 7 "Инвестировать в кадры - мотивировать посредством участия" (далее - Правило N 7).
В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" работник имеет право на личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда, проведении органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), в установленном порядке проверок соблюдения законодательства об охране труда на его рабочем месте, расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве и (или) его профессионального заболевания.
В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь "Об охране труда" работающий обязан:
соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;
заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации;
оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.
Реализация Правила N 7 достигается путем:
проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда среди структурных подразделений, других смотров-конкурсов, направленных на пропаганду безопасных условий труда;
морального и материального поощрения работников за обеспечение охраны труда.
Общественный инспектор по охране труда
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСПЕКТОР ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Самуйлова Диана Викторовна
Положение
об общественном инспекторе по охране труда
государственного учреждения образования «Детский сад №32 г. Полоцка"
Глава 1. Общие положения
- Настоящее Положение об общественном инспекторе по охране труда государственного учреждения образования «Детский сад№ 32 г. Полоцка» (далее – Положение) разработано в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами», Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах», Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. «Об охране труда», иными актами законодательства, регулирующими трудовые и связанные с ними отношения, а также Уставом Федерации профсоюзов.
- Целью общественного контроля является создание здоровых и безопасных условий труда работающим, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, возмещением в полном объеме вреда, причиненного работникам увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей.
- В целях осуществления первичной профсоюзной организацией государственного учреждения образования «Детский сад №32 г. Полоцка» общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда на каждом рабочем месте (далее – рабочее место), более полной реализации предоставленных профсоюзам прав к этой работе на общественных началах привлекается общественный инспектор по охране труда.
- Общественный инспектор по охране труда осуществляет общественный контроль в формах проведения мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий и иных формах, предусмотренных законодательством, коллективным договором, не связанных с проведением проверок (далее – контроль).
- Общественный инспектор по охране труда осуществляет контроль самостоятельно или в составе комиссий.
Глава 2. Порядок назначения и полномочия общественного инспектора по охране труда
- Общественный инспектор по охране труда избирается открытым голосованием на общем собрании первичной профсоюзной организации государственного учреждения образования «Детский сад № 32 г. Полоцка» на срок полномочий профсоюзного органа из членов профсоюза, способных по своим деловым качествам осуществлять контроль за соблюдением законодательства об охране труда, и работает под их руководством.
- Общественный инспектор по охране труда в первичной профсоюзной организации государственного учреждения образования «Детский сад № 32 г. Полоцка» осуществляет контроль по месту работы (далее – контролируемый субъект).
- Данные об избранном общественном инспекторе по охране труда передаются контролируемому субъекту.
- Профком во взаимодействии с контролируемым субъектом с учетом специфики и вида выполняемых работ организовывают обучение общественного инспектора по охране труда.
- Обучение общественного инспектора проводится по примерной программе для обучения (повышения квалификации) общественных инспекторов по охране труда, утвержденной постановлением Президиума Совета ФПБ.
- В случае повторного избрания общественного инспектора по охране труда проводится повышение его квалификации.
Глава 3. Основные задачи и функции общественного инспектора по охране труда
12. Общественный инспектор по охране труда в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
12.1. регулярно осматривает состояние рабочих мест, проходов, проездов, зданий, территорий, других мест работы;
12.2. контролирует:
соответствие технологических процессов, станков, машин, механизмов и другого эксплуатируемого оборудования, приспособлений и инструмента требованиям охраны труда;
работу вентиляционных установок и осветительных приборов на предмет безопасности;
своевременность обеспечения работающих качественными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организацией соответствующего ухода за ними (ремонт, чистка, стирка и др.);
правильность и безопасность хранения, транспортировки и применения вредных, ядовитых, пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов;
состояние санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах (температурно-влажностный режим, освещенность и др.) и их соответствие результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями, их состояние и содержание;
обеспечение работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, смывающими и обезвреживающими средствами;
качество и своевременность проведения стажировки, инструктажей по охране труда, обучения безопасным методам труда и проверки знаний по вопросам охраны труда;
соблюдение законодательства по вопросам режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда женщин и молодежи, организацию водно-питьевого режима, а также своевременность и правильность выплат в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работающих, доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда;
12.3. участвует в:
проведении периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
подготовке и проведении организационных мероприятий по охране труда (смотры, конкурсы, рейды, дни охраны труда и др.), осуществляет контроль за наличием и состоянием работы кабинета по охране труда, оформлением стендов и уголков по технике безопасности;
12.4. отслеживает наличие у работающих соответствующих удостоверений, нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью, проводит работу по повышению личной ответственности работающих за соблюдение ими требований, правил и инструкций по охране труда;
12.5. рассматривает обращения, поступающие к нему от членов профсоюза;
12.6. вносит предложения о рассмотрении вопросов, связанных с соблюдением законодательства об охране труда, на собрании, заседании профсоюзного органа первичной организации государственного учреждения образования «Детский сад № 32 г. Полоцка».
Глава 4. Права общественного инспектора по охране труда
13, Общественный инспектор по охране труда, осуществляя свою деятельность, имеет право:
13.1. осуществлять контроль за:
соблюдением законодательства об охране труда;
выполнением условий коллективного договора;
13.2. запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц контролируемого субъекта, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;
13.3. контролировать:
состояние условий и охраны труда на рабочих местах;
соответствие требованиям безопасности вентиляционных установок и осветительных приборов, оборудования, приспособлений и инструментов;
своевременность обеспечения работающих необходимыми специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их применения, организацией соответствующего ухода за ними (ремонт, стирка и т.п.);
своевременность и качество проведения инструктажей по охране труда и обучения работающих безопасным методам труда;
состояние санитарно-бытовых помещений, обеспечение работающих мылом, смывающими и обезвреживающими средствами, организацию водно-питьевого режима;
соблюдение законодательства о рабочем времени и времени отдыха, об охране труда женщин и молодежи;
13.4. обследовать состояние безопасности труда на проездах, проходах, территориях и других местах работы;
13.5. принимать участие в:
расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
работе комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты;
проведении периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемом представителями контролируемого субъекта;
паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда эксплуатируемых производственных объектов, а также эксплуатируемых механизмов и инструментов в целях определения соответствия их требованиям норм и правил по охране труда;
проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и получать информацию о ее результатах;
13.6. выдавать контролируемому субъекту рекомендацию, обязательную для рассмотрения, по устранению установленных нарушений законодательства, коллективного договора (далее – рекомендация);
13.7. рекомендовать должностным лицам контролируемого субъекта отстранять от работы в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр;
13.8. выдавать рекомендации о проведении внепланового инструктажа по охране труда и внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда работников организаций при выявлении нарушений требований по охране труда, которые могут привести или привели к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;
13.9. требовать от должностных лиц контролируемого субъекта немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью приостановления работ до устранения нарушений;
13.10. заслушивать на заседаниях профкома полученные от контролируемого субъекта информацию и сообщения, относящиеся к предмету общественного контроля;
13.11. обращаться в техническую инспекцию труда для принятия необходимых мер по выявленным нарушениям;
13.12. выполнять другие действия предусмотренные законодательством, коллективным договором настоящим Положением.
Глава 5. Организация работы общественного инспектора по охране труда
и порядок осуществления общественного контроля
14. В своей работе общественный инспектор по охране труда руководствуется законодательством, Уставом Белорусского профессионального союза работников образования и науки, правилами и инструкциями по охране труда, а также настоящим Положением.
15. Общественный инспектор по охране труда строит свою работу в контакте с непосредственными руководителями работ, с ответственным лицом по охране труда, с первичной профсоюзной организацией, с контролирующими (надзорными) органами и техническими инспекциями труда.
16. О выявленных нарушениях законодательства об охране труда, невыполнении коллективного договора общественный инспектор по охране труда:
ставит в известность руководителя работ или руководителя структурного подразделения и рекомендует им принять меры по устранению нарушений;
выдает рекомендацию по устранению выявленных нарушений актов законодательства, коллективного договора по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Положению;
делает запись в журналах ежедневного, ежемесячного контроля за состоянием охраны труда.
17. Рекомендация составляется в двух экземплярах: один экземпляр вручается контролируемому субъекту, другой – остается для контроля у общественного инспектора по охране труда, проводившего контроль, и подлежат рассмотрению контролируемым субъектом.
Глава 6. Заключение
18. В целях обеспечения успешной работы общественного инспектора по охране труда профком:
18.1. организует их обучение и информирование по вопросам охраны труда, обеспечение инструкциями и нормативными документами, относящимися к предмету контроля;
18.2. содействует реализации внесенных ими предложений по улучшению условий охраны труда на производстве;
18.3. обобщает положительный опыт работы общественных инспекторов по охране труда и обеспечивает его распространение;
18.4. предусматривает меры морального и материального поощрения общественных инспекторов по охране труда за активную и добросовестную работу.
19. За воспрепятствование осуществлению контроля, уполномоченные должностные лица нанимателя несут ответственность в соответствии с законодательством.