Советы руководителя физического воспитания

«Движение - основа здоровья»

Консультация для родителей

«Движение - основа здоровья»

                                           

     Насколько важно движение в человеческой жизни известно каждому. Но между знанием и практикой часто расстояние бывает очень большим. А между тем известно также и то, что люди, тренирующие свою мышечную систему пусть даже совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью гораздо менее подвержены несчастным случаям и болезням. Статистические данные из практики детских врачей врачебных комиссий и страховых компаний свидетельствуют о чрезвычайной важности движения и правильного питания в жизни детей и взрослых.

Очень простые, нескучные советы родителям по проблеме: «Движение и здоровье»

  Человеческий мозг особенно это касается бессознательного мышления, напитывается впечатлениями. В дальнейшем 80% нашей деятельности руководствуется этим бессознательным опытом. Поэтому чрезвычайно важную роль играют просвещения детей в вопросах потребностей здорового тела, обучение, тренировка, как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо объяснять значимость не только тех или иных действий и привычек, но и это главное – подавать собственный пример.

 Делайте утреннюю зарядку, больше двигайтесь, занимайтесь физкультурой и спортом, ведите здоровый образ жизни, привлекайте к активным действиям детей и они вырастут здоровыми и преуспевающими людьми. Родители для детей – непререкаемый авторитет, примет для подражания.

Уже с малых лет учите детей беречь свое здоровье и заботиться о нем. Совместные занятия сплачивают, объединяют детей и взрослых. Позиция родителей во многом определяет отношение детей к физической культуре и спорту. Если взрослые ведут здоровый образ жизни, регулярно вместе с детьми выполняют хотя бы простейшие физические упражнения, подвижны, легки на подъем, это является «благодатной почвой», на которой взойдут добрые всходы – крепкие, здоровые, любящие физкультуру дети.

Только говорить о значимости здоровья – это мало.

Надо предпринимать повседневные пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.

Чаще участвуйте в физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых в детском саду. Дети радуются присутствию взрослых и гордятся своими родителями. Спортивные праздники, в которых соревнуются семейные команды, сплачивают семью, приносят много радости и запоминаются взрослым и детям надолго.

Устраивайте праздники детям дома, не жалейте для этого времени и сил. Все это окупиться здоровьем вашего ребенка его активной жизнеутверждающей позицией, дальнейшим преуспеванием в жизни.

Лучшие дни проведения – суббота, воскресенье, праздники, каникулы, отпуск.

Командовать может любой – мама, папа, дедушка, бабушка, сын или дочь, тетя, дядя и т.д.

Можно «периоды» разделить и тогда каждый отвечает за свое «мероприятие» свой отрезок времени.

Утром, еще в постели сделайте несколько упражнений по растяжке мышц:

- Лечь на спину, вытянув ноги и руки, потянуться всем телом;

- Напрячь стопы ног, носочки;

- Отводя руки далеко за голову, расправить ладони, вытянуть пальцы, вдохнуть;

- Затем расслабиться, перенеся руки вдоль туловища, выдохнуть.

Упражнение хорошо сопровождать мыслями или словами, произнося их шепотом или вслух: «Доброе утро! Как хорошо! Я здоров! Все здоровы! Я люблю свою семью!»

- Из того же исходного положения подложив руки согнутых в локтях под голову, вытянув ноги (можно зацепиться носками за спинку кровати или спрятать их под сложенное валиком одеяло), сделать несколько полу подъёмов верхней части туловища, не отрывая ног от кровати.

- Лежа на спине, прямые руки вдоль туловища, или согнутые в локтях под головой, несколько раз приподнять ноги вверх, стремясь сделать «прямой угол».

- Продолжая лежать на спине выполнить несколько вращательных движений ладонями и стопами в одну и в другую сторону.

- Из положения, лежа на спине, вытянув руки и ноги перевернуться на один бок, на спину, на другой бок, на живот.

- Из исходного положения, лежа на животе, вытянув руки и ноги сделать «лодочку», прогнувшись в спине, приподнять голову, верхнюю часть туловища, ноги.

Сказать: «Хорошо! Очень хорошо!» Встать.

Повторять упражнения стоит от двух дог четырех раз с улыбкой и хорошим настроением.

Общий подъем команда, доносящаяся из другой комнаты, очень бодрят, объединяют всю семью общей идеей, общим действием общим веселым настроением насыщают всех положительными эмоциями.

«Всем – здравствуйте! Здравствуйте все!»

Совместная гимнастика в большой комнате или коридоре – что может быть лучше?! Упражнения самые простые и доступные всем членам семьи от самого маленького до самого большого. Особенно хороши импровизации и имитационные движения.

Душ! От этой утренней процедуры все особенно дети получат наслаждение настоящего веселого водного праздника.

Теперь за аппетитный завтрак! Ведь это важнейшая трапеза дня. Поэтому не завтракаем на ходу. Красиво накрытый стол, любимые блюда, родные лица – как это здорово! За завтраком ведем мирные разговоры о предстоящем дне, в том числе о потребностях организма.

Затем всевозможные спокойные подвижные дворовые игры, инициаторами которых будут все члены семьи. Бабушка и дедушка предложат поиграть в старые народные игры, папа и мама – в игры своего детства, дети – в современные подвижные игры. Интересно и полезно будет всем. Поиграйте в такие игры, как: «Фанты», «Да и нет не говорить», «Лото», «Горелки», «Салки», «Квач», «Жмурки», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Замри», «Краски».

Из дома – на улицу, на природу.

Обязательны прогулка или экскурсия, поездка, турпоход, посещение культурно-развлекательных заведений, парков, детских аттракционов, театров. Полезны разговоры о благотворном влиянии природы и отдыха на здоровье.

Пообедать можно в пункте общественного питания. Это приятно и интересно, способствует социально-коммуникабельному развитию детей.

Посидите на скамейке полюбуйтесь небом рекой, деревьями, цветами и т.п., спокойно подышите – это так умиротворяет, способствует расслаблению, глубокому отдыху.

Можно еще активно подвигаться. Или посетить кинотеатр. Важно, чтобы в течение дня ребенок выполнял различные упражнения: потянись, а потом расслабь мышцы, и у тебя появится ощущение тепла во всем теле, напряги мышцы спины, сведи и разведи лопатки, стань прямо, опусти и подними голову несколько раз и у тебя будет красивая осанка.

Вечером дома общий ужин, гигиенические процедуры, спокойнее игры, семейное чтение (лучше сказок или занимательных историй – их любят все). Если вы не можете без телевизора посмотрите вместе интересную передачу, но не долго – детям вредно.

Отход детей ко сну. «Спокойной ночи!» Очень хорошо, если детям споют колыбельную песенку, посидят возле него с добрыми словами – такие минуты запоминаются на всю жизнь, они убеждают ребенка в собственной защищенности в значимости для семьи, пробуждают в нем душевный покой, укрепляют здоровье, помогают быть уверенным и успешным.

 

                            

свернуть

«Обеспечение безопасности при проведении занятий по физической культуре в УДО»

Программа воспитания и обучения в дошкольном учреждении предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании. Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, развития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитания любви к занятиям спортом, интереса к их результатам. Основной задачей физического воспитания детей является использование его в целях всестороннего воспитания. Для успешного решения воспитательно-образовательных задач важное значение имеет создание педагогически продуманных условий, таких, как: определение содержания и объема знаний, подбор пособий и оборудования, организация физкультурной площадки и физкультурного зала, продолжительность занятий с учетом его содержания и возраста детей. Недостаточность внимания к созданию этих условий может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация занятий по физической культуре детей требует строгого соблюдения правил техники безопасности, которые должны быть разработаны в каждом дошкольном учреждении, с учетом его особенностей и вместе с тем отвечать основным требованиям.

Требования к условиям организации занятий дошкольников

Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:

а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;

б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня глаз.

в) Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Влажная уборка спортивного зала проводится  после каждого занятия. Спортивный инвентарь протирается ежедневно влажной ветошью, маты – с использованием мыльно-содового раствора. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.

Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2, 5 кг (для ребенка старшего дошкольного возраста). Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему угрозу инфицирования.

Требования к оборудованию и материалам

  1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.
  2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.
  3. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых; нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей.
  4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии.

Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в детском саду

  1. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, воспитатель должен обеспечить правильный показ движения.
  2. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры.
  3. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без присмотра педагога, следить за организованным входом и выходом детей из зала.
  4. При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети.
  5. При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.
  6. Воспитатель (инструктор по физической культуре) осуществляет постоянный контроль над сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.
  7. При организации занятия воспитатель должен следить за состоянием детей, не допускать их переутомления. В случае появления внешних признаков переутомления, воспитатель предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность.
  8. Воспитатель (инструктор по физической культуре) в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение.

Таким образом, все оборудование и инвентарь, используемый детьми должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям. Все дети должны находиться в поле зрения воспитателя, который должен осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми действиями

Основные причины травматизма детей дошкольных образовательных учреждений на занятиях гимнастикой

  1. Нарушение правил организации занятий. — проведение занятий с большим числом детей на одного преподавателя, чем полагается; — нахождение детей в зале без присмотра преподавателя и неорганизованный вход и выход из зала; — самовольный доступ к снарядам и тренажерам; — неправильный выбор преподавателем места при проведении занятия, когда часть детей находится вне его поля зрения; — недостаточная дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений.
  2. Нарушение в методике преподавания.
  • форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка, упражнениям без достаточной его подготовленности
  • чрезмерная нагрузка на ребенка в ходе занятия, связанное с этим значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания
  • излишнее эмоциональное возбуждение, вызванное выполнением упражнений, игр, эстафет.

3. Нарушение санитарно-гигиенических условий и формы одежды.

  • недостаточная освещенность зала или площадки для занятий
  • отсутствие вентиляции
  • неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда
  • скользкая кожаная или пластиковая жесткая подошва обуви, высокий каблук, не завязанные шнурки
  • посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т.п.)
  • бусы, цепочки, тесемки, завязывающиеся на шее

длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек;

  • очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой.

4. Отсутствие систематического врачебного контроля над физическим воспитанием.

  • чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания
  • отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах.

5. Недооценка значения страховки и помощи.

  • неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатике
  • отсутствие матов под снарядами и тренажерами.

6. Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования.

  • малые размеры зала или площадки для занятий
  • неровности пола, расщепленные половицы, незакрепленные половицы паркета
  • неисправность коврового покрытия и матов (разрывы, разошедшиеся швы) и отсутствие его надежного крепления к полу
  • неисправность снарядов и тренажеров, ненадежность крепления, разболтанность соединений, незатянутые гайки, торчащие болты и шурупы
  • неправильная, излишне скученная расстановка снарядов и тренажеров, при которой дети мешают друг другу выполнять упражнения
  • плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели, розетки
  • низко повешенные декоративные растения, украшения, светильники
  • отсутствие защитных сеток на вентиляторах, до которых могут дотянуться дети
  • расположение магнитофона или проигрывателя в доступном для детей месте
  • колонны и выступы, не обитые мягким материалом
  • отсутствие ярких наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз ребенка
  • свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания
  • отсутствие телефона в доступном месте
  • отсутствие в легкодоступном месте аптечки первой медицинской помощи.

Таким образом, для предотвращения травматизма детей на физкультурных занятиях должны соблюдаться все правила организации занятия, требования к методике преподавания физической деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических условий и форм одежды. Обязательный систематический врачебный контроль над физическим состоянием детей, осознано оценивать значение страховки и помощи; место занятия, инвентарь и оборудование должно находиться в удовлетворительном состоянии.

Азбука безопасного падения

На занятиях гимнастикой с детьми дошкольного возраста неустойчивая координация движений, отсутствие опыта предвидеть опасность приводят к падениям, которые иногда кончаются серьезными травмами. Это, безусловно, связано с отсутствием навыков безопасного падения. Повреждения при падении составляют около 80% травм у детей.

Научить ребенка владеть своим телом при потере равновесия не очень сложная задача. Обучение желательно проводить в местах, предназначенных для физкультурных занятий на достаточно мягком покрытии — гимнастических матах, борцовском ковре и т. п. Технику выполнения всех приемов следует совершенствовать до полного овладения ею. Детям 3-4-х лет можно преподнести элементы безопасного падения в игро-1 вой форме.

При падении на бок надо согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, тем самым приблизив корпус к месту падения, согнуть руки в локтях и приставить их к туловищу, отклонить голову в сторону, противоположную падению. Чем быстрее и точнее отработаны движения, тем меньше сила удара и безопаснее приземление.

Падение вперед на руки — руки вытянутые, слегка согнутые в локтевых суставах. Удар смягчается мышечной силой рук, а если ее недостаточно, то дополнительно, верхнего плечевого пояса. Голову при этом необходимо отклонить назад, ноги должны быть выпрямлены, чтобы избегать повреждения коленных суставов.

Опасно падать в упор на прямые руки. Это может привести к переломам в области предплечья и локтевых суставов. Более сложными является падение вперед, когда развивается значительная сила инерции, например, при падении во время разбега, выполнении опорных прыжков, разновидностей бега. Падение вперед в этом случае переводится в один или несколько § кувырков вперед через плечо. Однако этот прием технически сложен, и обучать ему следует с осторожностью после предварительной специальной физической подготовки.

При падении вниз ноги слегка сгибают в коленных и тазобедренных суставах, стопы удерживают параллельно поверхности приземления. Корпус несколько наклоняют вперед. Руки сгибают в локтях и прижимают к корпусу. Удар при приземлении смягчается мышечной силой ног, а если равновесие удержать не удалось, то приземление завершается падением на бою или вперед на руки.

При падении назад руки надо развести в стороны, согнуть в локтевых суставах ладонями вниз. Голову наклоняют к груди, ноги сгибают и прижимают к корпусу, силу удара при приземлении смягчают ударом рук о землю и завершают перехватом; через спину и плечо или на спину, если инерция незначительна.

Особенно опасно падение на спину в упор, что чревато серьезной травмой туловища, внутренних органов, головы. Приемам падения назад должно быть уделено особое внимание. В отдельных случаях падение назад при потере равновесия может быть переведено в более безопасное падение на бок.

Инструктор физической культуры должен помнить, что навыки безопасного падения, развитые в детском возрасте, сохраняются всю жизнь, предохраняя человека от травм.

Наш девиз: «От удовольствия — к привычке, от привычки — к потребности».

свернуть

«Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста».

Болезни позвоночника — одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидности. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. На сегодняшний день очень много детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки. На фоне этих нарушений развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, кифоз, остеохондроз. … Кроме этого, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Совершенно очевидна актуальность формирования правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.Поэтому педагогам так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

 

 Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения.

Осанка — привычная поза тела во время покоя и движения; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма.Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются залогом физического здоровья и психологического благополучия.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный — выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый — выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно слабо и не являются постоянными. Наиболее частый дефект — вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиозная осанка) или комбинированное искажение.

В учреждении дошкольного образования, в семье дети большую часть времени проводят в статичном положении. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Для того чтобы предупредить возможные нарушения осанки у воспитанников необходимо:

— во всех группах мебель подбирать по росту детей;

— учитывать посадку ребёнка за столом;

— обращать внимание на позу ребёнка и если она неправильная, попросить изменить её;

— соблюдать двигательный режим;

— вырабатывать осознанное отношение к поддержанию и сохранению правильной осанки у детей.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

 Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка — невысокой (15- 17 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Профилактика нарушений осанки.

Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое подлежит исправлению. Основными средствами профилактики и реабилитации являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы.

Работа по формированию осанки у воспитанников должна включать в себя целый комплекс мероприятий:

Постоянная двигательная активность: ходьба пешком, прогулки, подвижные игры.

Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.

Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения.

Ограничение в движениях, значительная статическая нагрузка на позвоночник и мышцы туловища, однообразные позы во время деятельности — все это способствует развитию и закреплению неправильной осанки.

Для любой работы и сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Без постоянного контроля со стороны взрослого хорошей осанки у детей не будет.

Необходимо учить детей принимать правильное положение тела по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу.

В течение всего дня в групповой комнате и на прогулке необходимо постоянно наблюдать за детьми, напоминая о том, чтобы они сохраняли правильное положение тела, а иногда помогать исправить небрежную позу.

Физкультурные занятия являются основной организационной формой оздоровительной работы. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуя росту и правильному формированию детского организма.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

  1. Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство.
  2. Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц — от 3 до 6 сек., расслабление — от 6 до 12 сек.
  3. Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
  4. Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

 Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.

 

Построение в шеренгу. Встать в положение «основная стойка»: голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

Упражнения в ходьбе по кругу

Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).

Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого про-ходящего мимо ребенка.

«Журавлик». Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов.

Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согну-той ноги оттягивать.

«Вырастаем большими». Ходьба на носках (руки вверх, «в замке») 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

«Мишка косолапый». Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): «Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою — топ!».

Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети хором произносили стихи.

Ходьба с ускорением и переходом в бег. Ходьба с последующим замедлением.

Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох — на 2 шага, выдох — на 4 шага.

Вдох глубокий через нос. Выдох — через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении «стоя»

«Воробышек». Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.

Отводя локти назад, сближать лопатки.

«Лягушонок». Из И. П. — ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором «квак», вернуться в И. П. (4-6 раз).

В положении «кисти к плечам» локти должны быть прижаты к бокам.

«Большие круги». Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) — 6-8 раз.

Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

«Мельница». Поочередное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз).

Плечи развернуты, локти отведены назад, голова прямо.

«Резинка». Разгибая в локтях со-гнутые перед грудью руки — вдох. Вернуться в И. П., произнося звук «ш-ш-ш» — выдох.

При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

«Вместе ножки — покажи ладошки». Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз).

Держать спину ровно и не выпячивать живот.

«Потягивание». Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-8 раз).

Плечи развернуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении «лежа на спине»

«Здраствуйте-прощайте». Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз).

При оттягивании носков рекомендуется слегка разводить пятки.

«Волна». Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 сек. и отпустить ноги (4-6 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты. ,,

«Пляска». И. П. — лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении «лежа на животе»

«Воробышек». Круги назад локтями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.

Голова приподнята.

«Рыбка». Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза).

Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.

«Лягушонок». Руки из-под под-бородка привести к плечам ладонями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8 раз).

 

Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга).

Проверка правильности осанки в положении «стоя» и в движении.

свернуть

Диагноз: плоскостопие Чего ждать? Чего опасаться?

Если у вас в семье растет мальчишка, а вы по натуре оптимисты,
подобный диагноз можно даже расценить как удачу — с ним в армию не
берут. Родители девочек наверняка огорчатся гораздо больше: красивая
походка дочки под угрозой. Ах, если бы речь шла только о
косметической проблеме… К сожалению, уплощение свода стопы
серьезная и коварная патология, способная повлиять практически на
весь опорно-двигательный аппарат. Чем опасно это заболевание? Как
его распознать? И поддается ли оно лечению?
Это коварное плоскостопие
Плоскостопие — это деформация стопы, при которой происходит
понижение (уплощение) ее свода. Чтобы лучше понять природу заболевания,
разберем некоторые анатомические особенности стопы. В процессе
эволюции она приобрела форму, позволяющую равномерно распределять вес
тела. Кости стопы соединены между собой прочными межкостными
связками (это волокнистые образования из соединительной ткани,
представленные в виде пучка, соединяющего кости) и образуют ее свод,
который обеспечивает амортизацию движений при ходьбе и беге. Выпуклые
своды ориентированы в продольном и поперечном направлениях. Поэтому
стопа взрослого человека в норме опирается на три точки — пяточный бугор,
головку 1-ой плюсневой кости и 5-ую плюсневую кость.
Выделяют два продольных и один поперечный свод стопы. Внутренняя
и наружная арки формируют продольный свод стопы, а передняя —
поперечный. В зависимости от их деформации различают продольное и
поперечное плоскостопие.
При продольном уплощаются наружная и внутренняя арки стопы,
увеличивается ее длина, и почти вся площадь подошвы контактирует с
полом.
При поперечном — уплощается поперечная арка, передний отдел стопы
веерообразно расходится и опирается на головки пяти плюсневых костей.
У всех детей до 2-х лет продольный свод стопы плоский. Такое
состояние специалисты считают физиологическим, ведь костная ткань у
малышей мягкая, эластичная. В ней содержится мало минеральных веществ,
летнего возраста. Только в этот период можно говорить о наличии или
отсутствии плоскостопия у ребенка.
Когда идти к врачу
Пожалуй, все родители понимают, что профилактические осмотры у
специалистов — это не прихоть медиков, а необходимая мера. Главное — не
пропустить время посещения врача. Осмотр у ортопеда проводится
 на первом месяце жизни, это необходимо для исключения
врожденных деформаций и заболеваний скелета, в том числе и врожденного
плоскостопия (см. далее)
 в 3-х и в 6-месячном возрасте, когда можно выявить рахит
 в 1 год. Это важный этап в жизни ребенка, когда он
самостоятельно сидит, ползает, ходит. В это время врач проверяет
правильность естественных изгибов позвоночника, объем движений в
суставах
 в 3 года. Ортопед проверяет осанку, походку, измеряет длину
конечностей, исследует состояние стоп.
В идеале с этого возраста посещать ортопеда с ребенком надо каждый
год — чтобы не упустить развитие плоскостопия. Родителям необходимо быть
готовыми к тому, что ортопед (если он сомневается в постановке
окончательного диагноза) направит маленького пациента на дополнительный
осмотр в консультативно-диагностический центр.
Если ребенок ходит в садик, эта проблема снимается сама собой —
дошколят в детских учреждениях осматривают достаточно регулярно. А вот
если ненаглядное чадо до 1-го класса растет дома, родителям следует
помнить о дате медосмотра. Дети, у которых обнаружено плоскостопие,
находятся на диспансерном учете у ортопеда и проходят соответствующий
курс лечения до 14-15 лет. За это время они проходят курсы физиотерапии,
лечебного массажа, направляются на санаторно-курортное лечение, а при
необходимости им изготавливается специальная ортопедическая обувь.
Если диагноз подтвердился
Чаще всего у детей встречается продольное плоскостопие. Оно бывает
врожденным и приобретенным. Врожденная форма заболевания встречается
редко и является следствием внутриутробных пороков развития. Выявляют
ее уже в роддоме. В большинстве случаев поражена одна стопа, но иногда
поражаются и обе. Эта патология выражена у малышей весьма заметно:
выпуклая подошва и «вывернутый» наружу передний отдел стопы. Лечение
проводится с первых дней жизни ребенка: деформацию поэтапно исправляют
с помощью гипсовых повязок. Если это не помогает, прибегают к
хирургическому вмешательству.
Что же касается приобретенного продольного плоскостопия, то оно
может быть:
1. Травматическим.
Возникает после переломов костей стопы и голеностопного сустава.
Частичное или полное повреждение связок при подобной травме, а также
длительное пребывание ребенка в гипсовой повязке, способствуют
уплощению сводов стопы.
2. Паралитическим.
Возникает на почве нарушений центральной или периферической
нервной систем (чаще — последствия полиомиелита ).
3. Статическим.
Это — наиболее распространенная форма патологии. Возникает из-за
перегрузок при значительном увеличении массы тела, как правило, при
ожирении, эндокринных нарушениях.
4. Рахитическим.
Возникает при избыточной эластичности связок и ослаблении мышц
сводов стопы. Причиной может послужить недостаток витаминов и
микроэлементов — при рахите или общем истощении, а также — при
врожденной патологии соединительной ткани.
Итак, стопа оказалась деформированной. Что же происходит в
организме? Связки посылают «сигналы» нервной системе о неблагополучии
на данном «участке». В ответ мышцы получают «указание» вступить в
«борьбу» с деформирующими силами — то есть, напрячься, как следует. Но
долго выдержать такую нагрузку они не в состоянии, поэтому быстро
истощаются, расслабляются и растягиваются. А деформирующая сила
продолжает действовать теперь уже на связки. Скоро и в них происходит
растяжение (в особенности, если имеется врожденная патология
соединительной ткани) так как без поддержки мышц они долго работать не
могут. Теперь вся нагрузка ложится на кости. Когда же и они не
выдерживают, начинается деформация от сжатия. К этому времени связки
окончательно «выбывают» из строя, и деформация вступает в конечную,
необратимую фазу. Походка теряет пластичность, плавность. Дети часто
жалуются на утомляемость при ходьбе, боль в области голеностопных
суставов или голеней, а нередко — в пояснице. Некоторые не могут четко
определить, где именно они испытывают дискомфорт или боль, поэтому не
жалуются, а просто предпочитают спокойные, менее подвижные игры.
Появляется деформация голеностопного сустава (ее еще называют
вальгусной или Х-образной).
При наличии одного или нескольких таких признаков, необходима
консультация врача-ортопеда.
Иногда деформация стопы может существовать долгие годы (вплоть до
зрелого возраста) никак не проявляя себя. Но рано или поздно ухудшение
произойдет, поскольку компенсаторные возможности организма не
безграничны.
Признаки развития плоскостопия внимательные родители могут
заметить уже у 2-3-летнего малыша.
1. После непродолжительной ходьбы (30 минут и более) ребенок
быстро утомляется, просится на руки или предпочитает передвигаться в
коляске.
2. Новые ботиночки через 1 — 2 месяца потеряли свою
первоначальную форму (например, стоптался внутренний край подошвы или
каблучок по внутреннему краю, голенище деформировалось внутрь). В этих
случаях необходимо срочно обратиться к врачу-ортопеду.
У ребенка 3 лет (но не ранее) можно провести начальную диагностику
патологии, используя самый распространенный метод — плантографию
(отпечаток стопы). Это несложно сделать и в домашних условиях. На пол
кладут чистый лист бумаги, а малыш становится на него обеими ногами.
Лучше, чтобы подошвы были влажными, тогда на бумаге останется их
четкий отпечаток. Туловище при этом нужно держать прямо, ноги вместе.
Контур стоп в таком положении обводится карандашом (рис. 3). Затем
перпендикулярно линии контура проводится прямая, пересекающая всю
узкую часть стопы. Сравните полученное с рисунком ниже.
Ну а как определить степень плоскостопия у детей по плантограмме,
видно на следующем рисунке.
Самая легкая степень деформации — первая. Ну а самая тяжелая и
серьезная — третья.
Рентгеновский снимок детям в этом возрасте не делается. Во-первых,
косточки стопы еще до конца не «созрели», хрящевая ткань на рентгеновском
снимке не видна, и оценить истинную высоту продольного свода
затруднительно. А во-вторых, этот метод диагностики для ребенка
достаточно вреден, поэтому выполняется только при серьезных показаниях и
чаще после 9 лет.
Лечение
К сожалению, рассчитывать на полное избавление от плоскостопия,
особенно при далеко зашедшей патологии, не приходится. Но лечиться надо
тщательно, регулярно и добросовестно. Чем раньше выявлены признаки
заболевания, чем меньше деформация стопы, тем более
благоприятныусловия для остановки прогрессирования плоскостопия и его
коррекции.
На начальной стадии боли в ногах можно ликвидировать в течение 1 — 2
месяцев посредством теплых ежедневных ножных ванночек с морской
солью, ручного массажа и лечебной гимнастики. Что касается ванночек —
требования к ним простые: температура воды +40-50 градусов С,
длительность процедуры — 15-20 минут, а пропорции их составляющих
указаны на упаковке и бывают разными в зависимости от концентрации
сухого вещества. Массаж и гимнастику обязательно должен проводить
дипломированный специалист — инструктор по лечебной физкультуре и
массажу. Лишь для устранения выраженной боли допустимо применение
обезболивающих препаратов.
Очень полезное воздействие окажет самомассаж — благо, для него
существует множество приспособлений (специальные коврики, валики,
мячи). Упражнения с ними выполняются произвольно (ходить по
массажному коврику, катать стопами массажный валик и т.д.). В итоге —
улучшается кровообращение, нормализуется тонус мышц. Гимнастику лучше
проводить в утренние часы, когда мышцы еще не утомлены. Технику и темп
упражнений лучше показать малышу на собственном примере. Помещение
не должно быть душным, или со сквозняками, а заниматься ребенку следует
в удобной одежде, не стесняющей его движений.
В лечении плоскостопия нередко применяется и физиотерапия
(парафиноозокеритовые аппликации, электрофорез и др.), что улучшает
обменные процессы и кровообращение в тканях и опосредованно укрепляет
своды стоп. Массаж и физиолечение назначаются курсами, обычно по 10 — 15
процедур. Желательно проводить 2 — 3 курса в год.
Гимнастика при плоскостопии
Комплекс 1
Исходное положение — сидя на стуле, ступни — на полу. Поджимать
пальцы стоп, повторить 3-5 раз; не отрывая пяток от пола, поочередно
приподнимать ступни на себя (3-5 раз); не отрывая кончиков пальцев от пола
приподнимать пятки (3-5 раз); поочередно приподнимать только большие
пальцы стоп (3-5 раз); поочередно приподнимать все пальцы, ступни при
этом слегка повернуты внутрь, пятки не отрывать от пола (3-5 раз).
Комплекс 2
Исходное положение — сидя на стуле, ступни — на полу. Большим
пальцем правой ноги провести по передней поверхности голени левой ноги
снизу вверх (3-5 раз). Повторить то же самое большим пальцем левой ноги
(3-5 раз). Можно усложнить упражнение и пытаться большим пальцем
правой ноги натянуть гольф на голень левой ноги. Затем поменять ноги.
Комплекс 3
Исходное положение — сидя на стуле, одна ступня — на мяче, другая на
полу. Ступней, находящейся на мяче, покачивть его влево — вправо, вперед —
назад, 3-5 раз. Ноги поменять и упражнение повторить. Далее, захватить мяч
ногами и удерживать его несколько секунд на весу, опустить на пол, а затем
опять поднять (3-5 раз).
Комплекс 4
Исходное положение — сидя на стуле. Под стопы или около них можно
положить кусок ткани, мелкие предметы (шашки, элементы детского
конструктора, речную гальку и т.п.), скалку. Задача: кончиками пальцев
собрать ткань, захватить и переместить мелкие предметы, покатать скалку.
Также, скалку можно покатать всеми стопами.
Комплекс 5
Исходное положение — стоя. Вставать на кончики пальцев
(Приподниматься на мысочках?) (3-5 раз). Поворачивать стопы внутрь (3-5
раз). Совершать ходьбу на месте. Пройти вперед, встав на внешние края стоп.
Пройти по черте.
Комплекс 6
Исходное положение — стоя. Приседать, не отрывая пяток от пола (3-5
раз). При наличии возможности, шагать по перекладинам или походить по
неровной, бугристой поверхности. Также, можно балансировать на мяче.
(Внимание! Взрослые должны страховать ребенка!)
Комплекс 7
Исходное положение — стоя на бруске, положенном на пол. Приседать
на бруске (3-5 раз). Стоять на бруске то на правой, то на левой ноге. Стопы,
при этом, следует располагать поперек, а затем вдоль бруска. Также, можно
пройти несколько раз приставными шагами поперек бруска и пройти вдоль
него.
«Волшебные» стельки
Особая роль в лечении и профилактике прогрессирования
плоскостопия отводится назначению ортопедических стелек, которые
назначаются уже при первой степени патологии. Они помогают разгрузить
болезненные участки стопы и корректируют выявленные деформации при
начальных признаках плоскостопия. Высота выкладки сводов стопы в
стельках зависит от степени уплощения.
Вкладывать их нужно в уличную и в домашнюю обувь, чтобы
облегчить жизнь крохе, когда он максимально долго бывает на ногах. По
мере того, как ребенок растет, форму и размеры стелек-вкладышей
необходимо менять. И здесь не обойтись без повторных консультаций у
врача-ортопеда. Приобретать стельки лучше всего в протезно-
ортопедических предприятиях, ортопедических центрах или заказывать
индивидуально. Только в этом случае подобные изделия гарантированно
соответствуют необходимым стандартам. И еще: не стоит пользоваться
ортопедическими стельками «на всякий случай». Если носить их постоянно
без объективной необходимости, то своды стопы станут расслабленными, и
плоскостопие может развиться даже у здорового с ортопедической точки
зрения ребенка.
Если же у малыша — третья степень продольного плоскостопия,
особенно в сочетании с вальгусной деформацией голеностопного сустава,
стельками дело не ограничится. Ему придется «щеголять» в ортопедической
обуви — ботинках со шнуровкой и жесткой внутренней боковой поддержкой
стопы.
Осложнения
Какие бывают осложнения плоскостопия? К сожалению, самые разные.
Прежде всего, это уплощение поперечного свода стопы с подвывихом 1-го
пальца наружу в подростковом возрасте. Если стопа долго находилась в
неправильном положении, а особенно, если имеет место вальгусная
деформация голеностопного сустава, это может привести к деформации в
суставах стопы и даже к изменению соотношений суставных поверхностей
коленных и тазобедренных суставов. Это сопровождается болью в ногах,
особенно в вечерние часы, а снижение функций амортизации приводит к
боли в позвоночнике. В дальнейшем это может привести к сколиозу, то есть
дугообразной деформации позвоночника вправо или влево.
Выбираем башмаки
«Виновницей» приобретенного плоскостопия может оказаться неверно
подобранная обувь. Как только ребенок начинает вставать значит, пришла
пора покупать ему первые ботики. Обычно это происходит в период с 7-8
месяцев. Критерии «правильной» детской обувки обозначаются довольно
четко. Первые башмаки должны:
 Плотно фиксировать стопу и голеностопный сустав с помощью
шнуровки или «липучек», но ни в коем случае не сдавливать ножку и не быть
слишком свободными.
 Иметь минимальное количество внутренних швов, чтобы малыш
не натер кожу вокруг голеностопных суставов.
 В их изготовлении (включая стельки) должны использоваться
натуральные материалы.
 Задник должен быть высоким, жестким, достигающим границы
нижней или средней трети голени. Это необходимо для того, чтобы избежать
бокового искривления в голеностопном суставе.
 Лучше, если поверхность ботиночек будет перфорированной,
чтобы ноги могли «дышать».
 Подошва должна быть устойчивой и нескользкой, с маленьким (1
— 1,5 см) каблучком. Кроме того, она должна быть жесткой. Это препятствует
переразгибанию в суставах стопы и перерастяжению связок. А для дома
малышу вполне подойдут ботиночки на кожаной подошве.
 В обуви для детей до 2-х лет не должно быть супинатора, ведь
функцию амортизатора выполняет та самая «жировая подушечка», в
противном случае он будет препятствовать нормальному формированию
сводов стопы. Правда, все очень индивидуально .Возможно, некоторым
малышам придется выбирать обувь без супинатора и в старшем возрасте.
Этот вопрос лучше обсудить с врачом.
 При примерке надо учитывать, чтобы обувь была с запасом, не
мешающим ребенку ходить — около 1,5 см.
 После прогулки следует обратить внимание на ножку малыша:
если на коже отпечатался рельеф колготок или внутренние швы ботинка —
обувь необходимо сменить. Это даст возможность маленьким ножкам
отдохнуть от привычного положения, а если ноги у ребенка потеют, — как
следует просушить сырые ботинки без ущерба для следующей прогулки.

свернуть

ИГРАЙТЕ ДОМА ВМЕСТЕ С НАМИ!