Советы дефектолога

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

         Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
        Существует много разнообразных игр и упражнений для развития мелкой моторики кистей рук. Например:
- разминать пальцами пластилин и глину;
- катать по столу маленькие шарики, карандаши;
-двумя пальцами (сначала указательным и средним, а затем средним и безымянным) «ходить» по столу, изображая различные способы передвижения пешком;
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
- завязывать и развязывать узлы на толстой верёвке или шнурке;
- нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку;
- застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, крючки;
- различные игры с конструктором, мозаикой, различного размера кубиками;
- рисовать в воздухе различные фигуры всей рукой и одной только кистью руки. Упражнения выполняются сначала правой, затем левой рукой;
- мять пальцами поролоновые и резиновые игрушки, губку;
- рисовать, раскрашивать, штриховать;
- вырезать различные фигуры ножницами;
- рисовать цветными мелками, акварелью, карандашами, ручкой.
        Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, в очереди, где нечем занять ребёнка). Упражнения, которые требуют использования каких-либо предметов (которые почти всегда есть в обиходе), тоже не менее интересны для ребёнка. Стихи, сопровождающие упражнения, – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).
 
свернуть