СППС

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6 января 2021 г. № 85-З Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности

 

Статья 185. Принуждение

Принуждение лица к выполнению или невыполнению какого-либо действия, совершенное под угрозой применения насилия к нему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне, либо под угрозой ущемления прав, свобод и законных интересов этих лиц, при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/185.htm

 

Статья 188. Клевета

Распространение заведомо ложных, порочащих другое лицо сведений (клевета) в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, либо клевета, содержащая обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, – наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет.

Таким образом, видно, что исключена административная преюдиция для привлечения по данном статье к уголовной ответственности.

 

Статья 189. Оскорбление

Умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме (оскорбление), в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, распространенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет.».

В новой редакции также исключена административная приюдиция для привлечения к уголовной ответственности по данной статье.

То есть, для привлечения к уголовной ответственности за данные преступления не требуется в течение года, два и более раза привлечения к административной ответственности  за клевету и оскорбление

 

 Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 293. Массовые беспорядки

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

2. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

3. Обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением действий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности –

наказываются арестом или лишением свободы на срок до трех лет.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/293.htm

 

Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 342. Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них

1. Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких действиях при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Обучение или иная подготовка лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказываются арестом или лишением свободы на срок до двух лет.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/342.htm

 

Статья 366. Насилие либо угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг

1. Насилие либо угроза насилием, уничтожением или повреждением имущества в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг по охране общественного порядка или пресечению правонарушений, или их близких в целях воспрепятствования законной деятельности или принуждения к изменению характера этой деятельности либо из мести за выполнение служебных обязанностей или общественного долга –

наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/366.htm

 

 

свернуть

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях 6 января 2021 г. №91-З

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях

6 января 2021 г. №91-З


Статья 24.23. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, –

влекут наложение штрафа в размере до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные организатором таких мероприятий, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

4. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

5. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, –

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

6. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, –

влекут наложение штрафа в размере от сорока до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/koap_rb/24.23.htm

 

                 

Статья 24.3. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, –

влечет наложение штрафа в размере от двух до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/koap_rb/24.3.htm

 

Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, – влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.

Подробнее: https://kodeksy-by.com/koap_rb/19.4

 

свернуть

Закон Республики Беларусь Об изменении Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» 16 апреля 2021г.

Нормативное правовое обеспечение СППС

Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.05.2003 г. №200-З.

Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 N 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях".

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 " О признании детей находящимися в социально опасном положении".

 

 

Выдержки из нормативных правовых актов

по ответственности родителей за ненадлежащее воспитание и содержание детей

Наименование законодательного акта

Содержание

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 ГОДА
(с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах
24 ноября 1996 г. и 
17 октября 2004 г.)

Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ

9 июля 1999 г. № 278-З

 

Статья 65. Права и обязанности семьи

Семья обязана содействовать реализации прав и законных интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту.

За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей. Обязанности семьи по отношению к детям определяются правами детей, установленными настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 66. Защита прав и законных интересов детей

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями, опекунами, попечителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей, или злоупотреблении своими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд.

Родители, опекуны, попечители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы.

Статья 67. Ненадлежащие воспитание и содержание детей

Родители, опекуны, попечители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении.

Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);

ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежащее выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

Статья 68. Личные неимущественные права и обязанности родителей

К личным неимущественным правам и обязанностям родителей относятся права и обязанности по:

определению собственного имени, отчества, фамилии детей;

определению гражданства детей в случаях, предусмотренных законодательством о гражданстве Республики Беларусь;

определению места жительства детей и их регистрации по месту жительства и месту пребывания;

воспитанию детей, осуществлению ухода и надзора за ними;

осуществлению представительства от имени своих детей;

обеспечению защиты прав и законных интересов детей.

Статья 76. Равенство прав и обязанностей обоих родителей

Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Родители пользуются равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей и в случае расторжения брака между ними, если иное не предусмотрено в Соглашении о детях. В случае установления отцовства в судебном порядке отец приобретает права и обязанности с момента вступления решения суда в законную силу, за исключением обязанности по содержанию, которая может быть возложена с момента предъявления иска об установлении отцовства. Если родители ребенка не состоят в браке между собой, суд может поручить осуществление попечения над ребенком одному из них, ограничив права и обязанности другого в отношении ребенка.

Статья 77. Участие отдельно проживающего родителя в воспитании детей

Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право общаться с ними и обязан принимать участие в их воспитании. Родитель, при котором проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании. Суд может принять решение об ограничении общения с ребенком одного или обоих родителей на определенный или неопределенный срок, если они нарушают Соглашение о детях или решение суда либо если их общение не отвечает интересам ребенка.

Статья 80. Лишение родительских прав

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если будет установлено, что: они уклоняются от воспитания и (или) содержания ребенка; они злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются с ребенком; они ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка; они отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком; в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка не отпали причины, послужившие основанием для отобрания у них ребенка, указанные в части первой статьи 85 настоящего Кодекса.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

При отказе без уважительных причин взять ребенка из организации здравоохранения после рождения или при оставлении ребенка в организации здравоохранения после рождения в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.

При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

О принятом решении суд уведомляет орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка.

Статья 82. Последствия лишения родительских прав

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе и право на получение содержания от него, право на пенсионное обеспечение после смерти ребенка и право наследования по закону.

Родитель, лишенный родительских прав, не может быть опекуном, попечителем или усыновителем.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию детей.

Уголовный кодекс Республики Беларусь

 

9 июля 1999 г.

№ 275-З

Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года

Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года

 

Статья 159. Оставление в опасности

1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи –наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, –наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет со штрафом или без штрафа.

3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

31 мая 2003 г. № 200-З

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Принят Палатой представителей 22 апреля 2003 года
Одобрен Советом Республики 15 мая 2003 года

 

Статья 30. Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) не могут находиться в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц.

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме), находящиеся в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, передаются родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам.

Сотрудник органов внутренних дел, обнаруживший несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, устанавливает фамилию, собственное имя, отчество, число, месяц, год рождения несовершеннолетнего и фамилию, собственное имя, отчество, данные о регистрации по месту жительства его родителей, опекунов или попечителей и передает несовершеннолетнего его родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу.

Несовершеннолетний, указанный в части второй настоящей статьи, местонахождение родителей, опекунов или попечителей которого не установлено или они находятся в месте, не позволяющем передать его им, либо родители, опекуны или попечители которого не дали поручения о передаче этого несовершеннолетнего совершеннолетнему лицу, доставляется в социально-педагогический центр по месту обнаружения или месту жительства этого несовершеннолетнего.

Об обнаружении несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, сотрудник органов внутренних дел составляет акт.

Передача несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу или в социально-педагогический центр осуществляется сотрудником органов внутренних дел в течение трех часов с момента обнаружения этого несовершеннолетнего с соблюдением порядка, установленного Правительством Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»

2570-XII от 19.11.1993 г.

Статья 17. Ответственность семьи за ребенка.
Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые
условия для полноценного развития, воспитания, образования,
укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной
жизни в семье и обществе.
Родители (опекуны, попечители) обязаны сопровождать
детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с
двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их
сопровождение совершеннолетними лицами.

При нахождении детей на государственном обеспечении родители
обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные
государством на содержание их детей, в случаях и порядке,
установленных законодательными актами Республики Беларусь.
Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями
(опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную
законодательными актами Республики Беларусь.
В случаях, установленных законодательными актами Республики
Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за
нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

21 апреля 2003 г. № 194-З

Принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года
Одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года

 

Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, –

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

Статья 17.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Статья 17.13. Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища

1. Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища –

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, – влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.


 

 

свернуть

Основные понятия, используемые в работе специалистами СППС

Основные понятия, используемые в работе педагогов СППС учреждений образования с семьей.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия. (Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.05.2003 г. №200-З)
К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:
-воспитываются в семье, где родители или иные законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;
-вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия;
-являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
-пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
-оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.
(Инструкция «О порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите», утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 г. №47, (в редакции Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 05.05.2007 г. № 30, с изменениями и дополнениями от 14.07.2009 № 48, от 25.07.2011г. № 117)(далее Инструкция).
Семья, находящаяся в социально опасном положении- семья, несовершеннолетние члены которой находятся в социально опасном положении, а также семья, где родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетних не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. (Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.05.2003 г. №200-З, который дополнен статьей 301 «Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища»)
К несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите, относятся:
-дети-сироты;
-дети, оставшиеся без попечения родителей;
-несовершеннолетние, признанные КДН или органом опеки и попечительства нуждающимися в государственной защите из числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.(Инструкция).
                                                                                                                                          
                                                                                                                  Приложение
                                                                                                              к постановлению Совета Министров
                                                                                                              Республики Беларусь 
                                                                                                              15.01.2019 №22

Критерии и показатели социально опасного положения 

        Критерии социально         опасного положения 

Показатели социально опасного положения

1. Родителями  не удовлетворяются основные жизненные потребности  ребенка ( детей).

 родители допускают оставление ребёнка (детей) без пищи

родители допускают сиситематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания  ребёнка (детей) ( для детей раннего возраста - от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста от 3-6 лет, детей школьного возраста - от 6 лет и старше),отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребёнка соответствующего возраста

родители допускают проживание ребёнка (детей) в жилых помещениях,в которых печи, теплогенерирующие  агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых  актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны,демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия,создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и ( или) медицинской реабилитации  ребёнка (детей), что угрожает его (их) жизни  и (или) здоровью

родители препятствуют получению ребёнком обязательного  общего базового образования (в любой форме его получения)

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребёнка  и его образом жизни, вследствие чего ребёнок совершает деяния, содержащие признаки  административного правонарушения либо преступления.

в отношении родителей ребёнка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года  установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей ребёнка (детей) в возрасте  старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов  установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его(их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребёнок(дети) привлечён к административной либо уголовной ответственности

3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребёнка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним ( ними), в связи с чем имеет место опасность  для жизни и ( или) здоровья  ребёнка ( детей).

в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других  одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков,  по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия
установлены факты жестокого обращения родителей с ребёнком, физического и ( или) психологического насилия по отношению к нему

свернуть

Телефоны доверия

  1. Экстренная психологическая помощь

 «ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ» В БЕЛАРУСИ:

 
Код
Телефон
Время работы
Республиканский "Телефон доверия" для наркологических пациентов
8 801
100 21 21
по будням с 9.00 до
17.00 бесплатно
Республиканская телефонная "горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию - телефон доверия для детей
8 801
100 16 11
круглосуточно,
бесплатно

Минск:

     

для взрослых

8 017

290 44 44

круглосуточно

 

8 017

290 43 70

круглосуточно

для детей и подростков

8 017

246 03 03

круглосуточно

Минский областной клинический центр "Психиатрия - наркология"

8 017

202 04 01

круглосуточная служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия"

 

     

Витебская область:

     

Новополоцк

8 0214

37 13 75

8 00 - 20 00

Полоцк

8 0214

43 22 20

8 00 - 20 00

Орша

8 0216

21 00 19

8 00 - 20 00

Витебск

8 0212

43 22 93

круглосуточно

 

     
свернуть

Ст. 159 Уголовного Кодекса Республики Беларусь "Оставление в опасности", Ответственность на нарушение законодательства о пожарной безопасности

Уважаемые родители!

       Напоминаем, что обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.
       В очередной раз напоминаем о недопустимости оставления малолетних детей одних без присмотра! Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ.
     Знайте! Согласно части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» – заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни  или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух  лет.

 Согласно части 3 статьи 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности» – заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается арестом на срок до 6 месяцев или лишением свободы на срок до 3-х лет.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

за нарушение законодательства о пожарной безопасности

         Ст. 15.29 КоАП Республики Беларусь (Кодекс об административных правонарушениях  Республики Беларусь):

нарушение требований пожарной безопасности в лесах, на торфяниках, либо запрета на их посещение влечет предупреждение или наложение штрафа от 25 б.в. (базовых величин)

- нарушение требований пожарной безопасности в лесах, на торфяниках, повлекшее уничтожение или повреждение леса либо торфяников влечет наложение штрафа от 25 до 50 б.в.

        Ст. 15.58. КоАП Республики Беларусь - разжигание костров в запрещённых местах - предупреждение или наложение штрафа до 12 б.в.

       Ст. 23.56 КоАП Республики Беларусь - нарушение законодательства о пожарной безопасности влечёт предупреждение или наложение штрафа до 30 б.в.

       Ст. 304 Уголовного Кодекса Республики Беларусь - нарушение правил пожарной безопасности, совнршенное в течение года после административного взыскания, повлекшее возникновение пожара, причинение тяжкого телесного повреждения или смерть человека, наказывается вплоть до лишения свободы сроком на 7 лет.

 

свернуть

Сайт: pomogut.by

Проект POMOGUT.BY — это объединение усилий и возможностей государства и гражданского общества. 
Наша задача — помочь тем, кто оказался один на один со своей бедой и потерялся в океане обещаний, предложений и услуг.

Помощь наркозависимым

Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр  психического здоровья» сообщает о начале функционирования социально ориентированного информационного ресурса «POMOGUT.BY», который создан Министерством внутренних дел Республики Беларусь в целях совершенствования работы по профилактике наркомании, оказания практической помощи наркозависимым и созависимым лицам, а также иным гражданам, столкнувшимся с проблемой наркомании.

На сайте pomogut.by размещены контакты различных организаций и общественных объединений республики, которые оказывают помощь зависимым, созависимым лицам, а также пациентам, находящимся в стадии ремиссии. Приведен перечень услуг данных организаций, имеющиеся вакансии для трудоустройства, ближайшие мероприятия в рамках психосоциальной реабилитации наркозависимых и др. Кроме того, на сайте каждый желающий может получить online-консультацию эксперта по вопросам оказания помощи наркозависимым.

Безопасность детей в сети

На сайте pomogut.by так же собрали для вас самую важную информацию о проблемах в сети. Как вовремя понять что такое буллинг? Куда обращаться и кто может помочь? Как с этим бороться ? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответ на сайте.

Обращайтесь - Вам помогут!

«POMOGUT.BY» - информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании. Основной целью проекта является  практическая помощь наркозависимым лицам в Республике Беларусь и профилактика наркомании.

 "Всё о наркомании"

На сайте pomogut.by мы собрали для вас самую важную информацию о проблеме наркомании. Как вовремя распознать в ребенке начинающего наркомана? Куда обращаться и кто может помочь? Какая ответственность предусмотрена за распространение наркотиков? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответ здесь.

“Помощь наркозависимым”

На сайте pomogut.by  вы найдете контакты специальных организаций в Беларуси, которые оказывают услуги зависимым, созависимым и тем, кто находится в стадии ремиссии. Приведен перечень их услуг, общая информация об организации, а также имеющиеся вакансии для трудоустройства, ближайшие мероприятия и так далее.

"Получить консультацию"

На сайте pomogut.by через специальную форму каждый желающий может совершенно бесплатно получить консультацию эксперта по вопросам оказания помощи наркозависимым.

Проект «POMOGUT.BY» - это объединение усилий и возможностей государства и гражданского общества. Создавая его, мы не ставили перед собой цели заставить отказаться от употребления наркотиков.
Наша задача - помочь тем, кто оказался один на один со своей бедой и потерялся в океане обещаний, предложений и услуг

ПОМОЧЬ родителям, чьи дети оказались в плену наркозависимости
ПОМОЧЬ подростку сказать “нет” первой пробе
ПОМОЧЬ потребителю, оказавшемуся один на один с зависимостью

Краткая инструкция "Звонок в call-центр"

1. Набрав номер телефона +375 (017) 311-00-00 Вы услышите инструкцию дальнейших действий;

2. Если Вам нужна экстренная медицинская помощь - нажмите на клавиатуре телефона цифру "0". В этом случае консультанты call-центра переключат Вас на специалистов медучреждения;

3. Если Вы не нашли на нашем сайте нужную информацию - оставайтесь на линии, Вам ответит первый освободившийся консультант call-центра.

Стать партнером

ПОЛИТИКА ПРОЕКТА.

Понять. Принять. Помочь - это основа деятельности тех, кто выступает здесь в качестве участников проекта. Ни один из нас не предъявляет требований отказаться от употребления наркотиков. Мы не предлагаем новых методик и не гарантируем волшебных результатов. Мы объединили усилия ради посильной помощи людям, столкнувшимся с проблемой наркотиков.

Все, собравшиеся здесь - специалисты, и знают, что все мы разные. То, что можно предложить мне, может не подойти тебе. Мы также знаем, что путь к выздоровлению - нелегкий для каждого, но самый верный для всех. Мы объединились, чтобы помочь найти для каждого свой надежный и правильный путь к решению наркотической зависимости.

свернуть

Детская без насилия

Проект международной технической помощи «Повышение национального потенциала государства по противодействию домашнему насилию в Республике Беларусь» (2012-2015 гг.)исполняется Министерством внутренних дел совместно с Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА), являющимся координатором со стороны системы ООН, Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ), Международной организацией по миграции, международным общественным объединением «Гендерные перспективы» и общественным объединением «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин. В реализации мероприятий также задействованы Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования, Министерство здравоохранения, Брестский областной и Брестский городской исполнительные комитеты, администрация Московского района города Бреста, Кобринский районный исполнительный комитет, Каменецкий районный исполнительный комитет, УЗ «Городской клинический детский психоневрологический диспансер» г. Минска, городское общественное объединение «Дети – не для насилия».Мероприятия проекта проходят в пилотных регионах – Бресте, Кобрине и Каменце, а также в Минске.
 
Цель проекта – усовершенствовать систему предотвращения домашнего насилия и борьбы с его проявлениями, особенно в отношении женщин и детей. Мероприятия включают:
обучение сотрудников милиции и социальных служб, работников сфер образования и здравоохранения;
создание механизма межведомственного взаимодействия в сфере борьбы с домашним насилием и оказания помощи пострадавшим;
разработку образовательных материалов, в том числе по ненасильственному воспитанию детей (как для родителей, так и для педагогов).
 
В рамках проекта открыта национальная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801 (для совершеннолетних). Поддерживается работа Телефона доверия для детей и подростков (+375-17) 246-03-03 и Детской телефонной линии 8-801-100-1611. Действует ресурс для участников ситуаций домашнего насилия www.ostanovinasilie.org.
 
 
свернуть

Акция "Дом без насилия"

С целью привлечения внимания широких слоёв населения к проблемам насилия в семье, разъяснения гражданам необходимости содействия государственным органам и минимизации последствий правонарушений, совершаемых на этой почве, разъяснения и эффективного применения положений Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» ежегодно в учреждениях образования г. Полоцка и Полоцкого района проходит профилактическая акция «Дом без насилия!».

 

 

НАСИЛИЕ – ЭТО ВСЕГДА ПРЕСТУПЛЕНИЕ!

В сфере семейно-бытовых отношений совершается каждое третье бытовое убийство и каждое четвертое тяжкое телесное повреждение!

Семейное неблагополучие и связанное с ним злоупотребление гражданами алкоголем, наносят неповторимый вред обществу!

Если так случилось, что вы живете сейчас в доме, где правит насилие, у вас есть шанс изменить свою жизнь. Вы можете построить свою семью по другому сценарию, где будет уважение, любовь и согласие. Тогда приложите к своему большому желанию свои усилия и действия.

Если вы стали жертвой или свидетелем насилия в семье, не ждите трагедии! Действуйте сейчас — обратитесь за помощью!».

 

Телефон службы доверия по вопросам, касающимся насилия в семье-

8-801-100-88-01

Программа «Ла Страда»: помощь жертвам насилия: (8029) 645 31 65

Телефоны:

- сектор охраны прав детства управления по образованию Полоцкого районного исполнительного комитета: 8 (0214) 42 27 13

- комиссия по делам несовершеннолетних Полоцкого районного исполнительного комитета: 8 (0214) 42 31 74

- инспекция по делам несовершеннолетних Полоцкого районного отдела внутренних дел: 8 (0214) 42 41 04

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О ПРАВАХ РЕБЕНКА»

 

Статья 9 гласит: «Государство охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психологического насилия, жестокого, грубого и оскорбительного обращения, сексуальных извращений, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других одурманивающих средств, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми со стороны родителей, лиц, их заменяющих, и родственников».

Статья 17 гласит: «Семья несет ответственность за ребенка. Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей (на основании Декрета Президента РБ от 24.11.2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь (вплоть до лишения свободы).

В конце 20 века (1989 году) Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, которая юридически и морально закрепила права детей в мире во всевозможных ситуациях и обстоятельствах, комплекс мер с целью их защиты от всех видов и форм насилия, грубого обращения или эксплуатации.

 

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей…

 

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ

 

Статья 66. Защита прав и законных интересов детей

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд.

Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы.

Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей

Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.

Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения).

Статья 80. Лишение родительских прав

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами или если родители подали письменное заявление об отказе от ребенка.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

При отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, а также от лиц, у которых ребенок находится на воспитании, в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.

При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

О принятом решении суд уведомляет государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка.

Статья 100. Обязанности детей в отношении родителей

Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей.

свернуть